Как передвигаться

Раздел посвящённый саратовскому трамваю: схема, маршруты и история


Схема движения

Схема движения саратовского трамвая
Тип лицензии: лицензия CC BY-NC-SA требует, чтобы первоначальный владелец авторских прав был указан как автор и чтобы работа не использовалась в коммерческих целях. Хотя она может быть изменена, любые производные работы также должны быть выпущены под лицензией CC BY-NC-SA.

Трамвайные маршруты

Площадь Орджоникидзе — Акмолинский проезд
(Подробнее)
Мирный переулок — 6-я Дачная
(Подробнее)
6-я Дачная — 10-я Дачная
(Подробнее)
Комсомольский посёлок — Завод «Оргсинтез»
(Подробнее)
6-я Дачная — Школа №  52
(Подробнее)
Площадь Орджоникидзе — Завод «Оргсинтез»
(Подробнее)
Площадь Орджоникидзе — Комсомольский посёлок
(Подробнее)
Мирный переулок — 1-й Просяной проезд
(Подробнее)
Мирный переулок — Октябрьский посёлок
(Подробнее)
Мирный переулок — Геологический колледж
(Подробнее)
Площадь Орджоникидзе – Радищева (Волга)
(История)
6-я Дачная – Радищева
(История)
6-я Дачная – Октябрьский посёлок
(История)
Мирный переулок – Комсомольский посёлок
(История)
Радищева – Большая Горная – Геологический колледж
(История)
Ленина (Московская) – Затон
(История)
Вокзал – Музейная площадь
(История)
Вокзал – Площадь Орджоникидзе
(История)

История трамвая

Саратовский трамвай — один из основных видов городского общественного транспорта в Саратове и одна из старейших трамвайных систем России.

Строительство трамвая в Саратове началось в 1906 году. К этому времени в Саратове уже 20 лет работала конка, численность населения города составляла 190 тысяч человек, и Саратов входил в тройку самых значимых поволжскихгородов, наравне с Казанью и Нижним Новгородом. В августе 1906 года началась укладка трамвайных рельсов по Ильинской улице. 1 октября 1908 года по Ильинской улице прошёл пробный трамвай. 11 декабря 1908 года началось регулярное трамвайное движение. В конце октября 1909 года в городе действовало уже девять трамвайных линий, проходивших по улицам Немецкой, Московской, Ильинской, Константиновской, Большой и Малой Горным, Большой Сергиевской,Кладбищенской, Александровской.

Путеводитель «Саратов в кармане» за 1910-й год приводит следующие данные по трамваю в Саратове:

Линия трамвая. Скорость в городе должна быть не более 15 и не менее 12 вёрст в час, а вне города не менее 20 вёрст в час.

1. Горная: от Астраханской по Б.Горной до Никольской и далее по Никольской до угла Московской (Окружный суд)
2. 2-я линия Горная: от угла Затонской и Соляной площади до Б. Горной, по Б. Горной до Александровской, по Александровской до угла Московской.
3. Московская: от пассажирского вокзала по Московской улице мимо Старого Собора по Часовенному взвозу до перевозной пристани в слоб. Покровскую.
4. Константиновская: от угла Московской по Никольской, Константиновской, по сторонам Полтавской площади (не по диагонали) по Астраханской до товарной станции.
5. Александровская: от угла Московской и Александровской, по улицам: Александровской с круговой линией вокруг театра, М. Сергиевской, Вольской, Бахметьевской, Камышинской, Шелковичной, Жандармской до полотна Ряз.-Ур. ж.д.
6. Ильинская: от Верхнего базара между Александровской и Никольской по Московской, Ильинской, через Ильинскую площадь, по Печальной, Садовой, Б. Сергиевской и Солдатской слободке до церкви в Солдатской слободке.
7. Немецкая: от Бабушкина взвоза по берегу пристани Волги до Полицейского взвоза, по улицам: Полицейской, Армянской, Немецкой, Митрофановской площади, Михайловской, Астраханской со стороны Технического училища до Московской, по Московской до пассажирского вокзала. Все вагоны этой линии в течение всего года должны курсировать до пассажирского вокзала. Таким образом конечные пункты этой линии будут считаться с одной стороны пассажирский вокзал, с другой, во время навигации — берег Волги у Бабушкина взвоза, а зимой угол Б. Сергиевской и Полицейской.
8. Сергиевская: от угла Московской и Б. Сергиевской по Б. Сергиевской с поворотом у Александровской больницы на Белоглинскую и далее по Ильинской до Ильинской площади.
9. Астраханская: (кладбищенская) от Московской по Астраханской до Воскресенского кладбища.
Плата за проезд. Примечание: деньги за взятые билеты на поездах, которые остановились по разным причинам, возвращаются обратно пассажирам.

В 1-м классе то есть внутри вагона по каждой из вышеуказанных линий взимается 5 коп. за все или часть расстояния линии. Во 2-м классе то есть на площадке вагонов по линиям: обоим Горным, Александровской, Сергиевской и Астраханской за проезд по каждым из переименованных взимается 3 коп. за все или часть расстояния линии. Линии же Московская, Константиновская, Ильинская и Немецкая для проезда 2-м классом, то есть на площадке, делятся каждая на 2 станции следующим порядном:
Московская от берега Волги до Ильинской улицы и от Никольской до пассажирского вокзала и также конечные пункты для обратного пути;
Константиновская — от Биржи до Полтавской площади, до товарной станции, также обратно.
Ильинская — от Александровской улицы до Ильинской улицы и от Константиновской улицы до Солдатской слободы и те же конечные для обратного пути.
И Немецкая — с берега Волги (от Бабушкина взвоза) до Ильинской улицы и от Вольской до пассажирского вокзала также обратно.
За проезд каждой из станций взимается 3 копейки во 2-м классе. При чём пассажир, проехавший первую станцию и пожелавший ехать следующую станцию, доплачивает 2 копейки, о чём пассажир должен заявить кондуктору, не выходя из вагона. После 10 часов вечера все пассажиры платят двойную плату, кроме пассажиров, отъезжающих от Народного театра, для которых двойная плата устанавливается с 12 часов. Саратовский трамвай принадлежит Бельгийскому Обществу, как вообще все русские трамвайные дела обыкновенно принадлежат крупным бельгийским трестам и синдикатам. Вся постановка трамвайного дела в России требует реорганизации. Правда большинство крупных городов закабалены у бельгийцев на многие годы. Но следовало бы позаботиться о том, чтобы там, где это возможно, изменить постановку. Саратовский трамвай вместе с электрическим освещением обходится бельгийцам в 7 миллионов рублей, а потому этот трамвай считается первым не только на Волге, но и далеко за пределами таковой.

Управление электрической железной дороги (трамвай), Московская ул., с.д., тел. 1-40

В 1910 году была проведена первая линия с 10-й Дачной в отдалённый дачный район «Кумысная поляна». Всего за несколько лет трамвай приобрёл огромную популярность среди горожан. Вклад трамвайного маршрута № 3 отмечен даже в топонимике города — до сих пор микрорайоны на западе города носят названия, происходящие от нумерации остановок той Дачной линии — 3-я Дачная, 5-я Дачная, 6-я Дачная и т. д.

История маршрутов трамвая и современное состояние

После войны началось восстановление трамвайного хозяйства, и к 1950-му году функционировали все довоенные трамвайные маршруты. Все линии были однопутные. Эксплуацировались сцепы до трёх трамвайных вагонов.

№1 «Музейная площадь — Площадь Орджоникидзе» Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева, Серова, 2-я Садовая, Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт с началом движения, продлен с Улешей в 1931 году).
№2 «Пл. Орджоникидзе — Акмолинский проезд» площадь Орджоникидзе, ул. 7-я Нагорная, ул. Барнаульская, проспект Энтузиастов, Акмолинский проезд. (открыт в 1931 году).
№3 «Музейная площадь — Площадь Орджоникидзе» Музейная площадь, ул. Чернышевского, ул. и площадь Орджоникидзе (открыт в числе первых линий, продлен с Улешей в 1931 году).
№4 «3 Дачная — 10 Дачная» ул. Гвардейская, Зеленогорская (открыт в 1910 году).
№5 «Сенной рынок — Музейная площадь» ул. Астраханская, ул. Ленинская.
№6 «Железнодорожный вокзал — Волга» ул. Ленинcкая (Московская), ул. Астраханская, ул. Вавилова, площадь и проспект Кирова, ул. Волжская, Октябрьская, наб. Космонавтов.
№7 «3 Дачная — Крытый рынок» Красноармейский тракт (проспект 50 лет Октября), ул. Большая Горная, ул. Астраханская, кольцо: Советская, Чапаева, пл. Кирова, Вавилова.
№8 «ул. Ленина — 1-я совбольница» ул. Горького, ул. Мичурина, ул. Хользунова.
№9 «Крытый рынок — Площадь Орджоникидзе» кольцо: Советская, Чапаева, площадь Кирова, Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Огородная, ул. 7-я Нагорная, площадь Орджоникидзе (открыт в 1929 году).
№10 «Крытый рынок — Октябрьский посёлок (Агафоновка)» кольцо: ул. Советская, ул. Чапаева, площадь Кирова, ул. Вавилова; ул. Астраханская, ул. Рабочая, ул. Степана Разина, ул. Новоузенская, ул. Большая Садовая, 1-й Беговой проезд, ул. Политехническая, ул. Клочкова (открыт 8 ноября 1926 года).
№11 «Музейная площадь — Ст. Саратов-2» Музейная площадь, ул. Ленинская (Московская), ул. Чапаева; площадь Кирова, ул. Вавилова/ обратно ул. Советская; ул. Астраханская
№12 «Ул. Радищева — СХИ» проходит: ул. Радищева, ул. Большая Горная, ул. Астраханская, ул. Танкистов, ул. Осипова (открыт в 1931 году).
№13 «Железнодорожный вокзал — Поселок Затон» ул. Ленинская, ул. Горького, ул. Большая Горная, ул. Вознесенская, ул. Большая Горная, ул. Хвесина, ул. Малая Горная
№14 «Железнодорожный вокзал — Музейная площадь» ул. Ленина, Музейная площадь

Перспективы

Согласно схеме, которая висела в Ленинском депо в конце 1980-х, помимо постройки линии 5-го маршрута (которая была успешно сдана в 1990 году), планировались, но не были воплощены в жизнь:
Продление 11-го трамвая от остановки 6-ой квартал до ул. Тархова по ул. Лебедева-Кумача.
Трамвайная линия от пр. 50 лет Октября до Танкистов по ул. Технической.
Планировалось также превращение некоторых линий (трамвая № 3) в скоростной трамвай.