Проект транспортного каркаса Саратова
Если посмотреть на карту Саратова – можно увидеть, что крупнейшие жилые районы соединяются с центром всего несколькими дорогами. Причина – холмистый рельеф Саратова. Дороги проходят по ущельям, низинам и пологим склонам. Их мало, а значит по ним должен ходить максимально эффективный транспорт.
Так может Саратов спасёт только метро?
Для метро в Саратове нет таких больших пассажиропотоков как в Москве или Нью-Йорке. В нашем случае лучше всего подходит магистральный скоростной трамвай и городская электричка. Само название вида транспорта не имеет значения: главное – это должен быть скоростной рельсовый транспорт, который проходит частично по земле, а частично под землёй.
Для метро в Саратове нет таких больших пассажиропотоков как в Москве или Нью-Йорке. В нашем случае лучше всего подходит магистральный скоростной трамвай и городская электричка. Само название вида транспорта не имеет значения: главное – это должен быть скоростной рельсовый транспорт, который проходит частично по земле, а частично под землёй.

Сейчас в Саратове действует 10 трамвайных маршрутов, 4 из которых магистральные и 6 фактически подвозящие. В итоге, чтобы добраться от Комсомольского посёлка до Сенного на трамвае нужно сделать 2 пересадки. Трамвайные пути находятся в ужасном состоянии и ни одно из преимуществ трамвая сегодня не используется: его ход не плавный, он не скоростной и он не магистральный.
В 1996 году была закрыта магистральная линия трамваев №№ 1 и 15 по улицам Чернышевского и Чапаева, в 2011 году – линия в центре по Большой Горной, а в 2013 – по улице Кутякова и кольцо вокруг Эконома.
В 1996 году была закрыта магистральная линия трамваев №№ 1 и 15 по улицам Чернышевского и Чапаева, в 2011 году – линия в центре по Большой Горной, а в 2013 – по улице Кутякова и кольцо вокруг Эконома.

Текущий проект скоростного трамвая делится на несколько очередей:
Первая очередь подразумевает фактически только реконструкцию полотна на трамвайном маршруте № 3. Сроки реализации – с 2020 по 2024 год. Вторая очередь – реконструкция маршрутов №№ 11 и 9 (возможно 8+9). Более детального плана развития транспорта на данный момент у города нет. Отсутствие чёткого плана делает хаотичным всё развитий транспорта и жилищное строительство. Новые районы не имеют транспортного сообщения с остальным городом и большинство решений выглядят случайно.
Как может выглядеть подобная стратегия? Ниже – пример такой стратегии со сроками реализации и деталями. Главные принципы такой системы:
1. Данные маршруты транспорта являются магистральными. Их должна дополнять сеть подвозящих маршрутов.
2. Система должна дополняться единой тарифной политикой: наименее выгодными должны быть билеты на 1 поездку, более выгодными – билеты по типу «90 минут» для перемещения из одной точки города до другой, наиболее выгодными - проездные билеты на неделю, месяц, 3 месяца или год.
Первая очередь подразумевает фактически только реконструкцию полотна на трамвайном маршруте № 3. Сроки реализации – с 2020 по 2024 год. Вторая очередь – реконструкция маршрутов №№ 11 и 9 (возможно 8+9). Более детального плана развития транспорта на данный момент у города нет. Отсутствие чёткого плана делает хаотичным всё развитий транспорта и жилищное строительство. Новые районы не имеют транспортного сообщения с остальным городом и большинство решений выглядят случайно.
Как может выглядеть подобная стратегия? Ниже – пример такой стратегии со сроками реализации и деталями. Главные принципы такой системы:
1. Данные маршруты транспорта являются магистральными. Их должна дополнять сеть подвозящих маршрутов.
2. Система должна дополняться единой тарифной политикой: наименее выгодными должны быть билеты на 1 поездку, более выгодными – билеты по типу «90 минут» для перемещения из одной точки города до другой, наиболее выгодными - проездные билеты на неделю, месяц, 3 месяца или год.

Первый этап (2021–2024)

1. Реконструкция железной дороги в Саратове от Московского шоссе до Радуги (городская электричка – линия М4).
2. Реконструкция железной дороги в Энгельсе от Анисовки через вокзал Покровск до Шуровой горы (будущая кольцевая линия М5).
3. Строительство трамвайной линии между СХИ и 1-й Дачной, которая была запланирована ещё в 1990-м году.
4. Начало строительства в центре Саратова подземного участка скоростного трамвая от Мирного переулка под проспектом Кирова, Волжской и по Набережной до моста в Энгельс (также часть будущей кольцевой линии М5).
2. Реконструкция железной дороги в Энгельсе от Анисовки через вокзал Покровск до Шуровой горы (будущая кольцевая линия М5).
3. Строительство трамвайной линии между СХИ и 1-й Дачной, которая была запланирована ещё в 1990-м году.
4. Начало строительства в центре Саратова подземного участка скоростного трамвая от Мирного переулка под проспектом Кирова, Волжской и по Набережной до моста в Энгельс (также часть будущей кольцевой линии М5).
Второй этап (2024–2027)

1. К 2024 году трамвай № 11 из Солнечного через СХИ идёт по новой линии на Технической и далее через 1-ю Дачную к Сенному и в центр. Это даёт возможность закрыть участок на Танкистов чтобы без прерывания движения маршрута № 11 реконструировать наземный участок от СХИ до Сенного.
2. Начинается строительство подземного участка от Сенного под Большой Горной и Рахова до Вавилова.
3. В 2024 году начинает работу линия М4 - городская электричка в Саратове, а также линия М55 (часть будущей линии М5) по железной дороге в Энгельсе между Шурову горой, Лентой, 1-м микрорайоном и посёлком Мясокобината.
4. Начинается длительный и сложный этап строительства второго моста в Энгельс, параллельного первому и строительство подземного участка под центром Энгельса (от Ленты под улицей Тельмана до Химволокна).
5. В Энгельсе также начинается реконструкция промышленной железной дороги по Полтавской улице со строительством нового участка к посёлку Мелиораторов по улице Колотилова.
2. Начинается строительство подземного участка от Сенного под Большой Горной и Рахова до Вавилова.
3. В 2024 году начинает работу линия М4 - городская электричка в Саратове, а также линия М55 (часть будущей линии М5) по железной дороге в Энгельсе между Шурову горой, Лентой, 1-м микрорайоном и посёлком Мясокобината.
4. Начинается длительный и сложный этап строительства второго моста в Энгельс, параллельного первому и строительство подземного участка под центром Энгельса (от Ленты под улицей Тельмана до Химволокна).
5. В Энгельсе также начинается реконструкция промышленной железной дороги по Полтавской улице со строительством нового участка к посёлку Мелиораторов по улице Колотилова.
Третий этап (2027–2031)

2027 год.
1. В Энгельсе заработала линия по Полтавской и Колотилова до Лётного городка под номером М6.
2. В центре Саратова завершено строительство подземных участков под Рахова и проспектом Кирова-Волжской-Набережной до моста и трамвай № 3 пошёл от 6-й Дачной через Техническую и Танкистов по новым участкам до Предмостовой площади.
3. На реконструкцию закрывается участок трамвая № 3 от Технической до Сенного.
4. Трамвай № 11 закрывается на реконструкцию и строительство ответвления в Солнечный-2.
5. От 3-й Дачной начинается строительство тоннеля до проспекта Строителей и наземной или подземной линии до Хэппи Молла.
1. В Энгельсе заработала линия по Полтавской и Колотилова до Лётного городка под номером М6.
2. В центре Саратова завершено строительство подземных участков под Рахова и проспектом Кирова-Волжской-Набережной до моста и трамвай № 3 пошёл от 6-й Дачной через Техническую и Танкистов по новым участкам до Предмостовой площади.
3. На реконструкцию закрывается участок трамвая № 3 от Технической до Сенного.
4. Трамвай № 11 закрывается на реконструкцию и строительство ответвления в Солнечный-2.
5. От 3-й Дачной начинается строительство тоннеля до проспекта Строителей и наземной или подземной линии до Хэппи Молла.
Четвёртый этап (2031–2034)

2031 год.
1. Начинается реконструкция участка трамвая № 3 между Технической и 6-й Дачной, поэтому и новый маршрут М3 пока работает только от площади Ленина до Хэппи Молла.
2. Открывается маршрут М1 (бывший трамвай № 11) из Солнечного и Солнечного-2 до Сенного.
3. Открывается маршрут М2 от СХИ по Технической, проспекту 50 лет Октября через Сенной, по тоннелю в центре до Предмостовой площади.
4. Начинает строиться подземная линия под Большой Горной от Сенного до моста через Волгу.
5. В Энгельсе открывается подземный участок будущей линии М2 (под временным названием М22) линии от Шуровой горы под улицей Тельмана. Начинается строительство её продолжения к Химволокну.
6. В центральной части Саратова начинает строится подземный участок от Крытого рынка через вокзал до 3-й городской больницы и закрывается на реконструкцию участок трамвая №8 от Просяного проезда до Комсомольского посёлка.
1. Начинается реконструкция участка трамвая № 3 между Технической и 6-й Дачной, поэтому и новый маршрут М3 пока работает только от площади Ленина до Хэппи Молла.
2. Открывается маршрут М1 (бывший трамвай № 11) из Солнечного и Солнечного-2 до Сенного.
3. Открывается маршрут М2 от СХИ по Технической, проспекту 50 лет Октября через Сенной, по тоннелю в центре до Предмостовой площади.
4. Начинает строиться подземная линия под Большой Горной от Сенного до моста через Волгу.
5. В Энгельсе открывается подземный участок будущей линии М2 (под временным названием М22) линии от Шуровой горы под улицей Тельмана. Начинается строительство её продолжения к Химволокну.
6. В центральной части Саратова начинает строится подземный участок от Крытого рынка через вокзал до 3-й городской больницы и закрывается на реконструкцию участок трамвая №8 от Просяного проезда до Комсомольского посёлка.
Пятый этап (2034–2037)

2034 год
1. Открывается строящаяся линия М2 от Хэппи Молла через 3-ю Дачную и Сенной под Большой Горной по готовому мосту через Волгу до центра Энгельса.
2. Линия М1 из Солнечного продлена теперь до Крытого рынка и практически повторяет сегодняшний 11-й трамвайный маршрут. Начинается строительство продления этой линии под улицей Рахова в сторону Городского парка.
3. Линия М3 начинает работать от 6-й Дачной до СХИ, начинает строиться её продление под старым аэропортом в Юбилейный и Зональный.
4. После завершения строительства моста, замыкается и линия М5 от Анисовки через Шурову Гору и мост, под центром Саратова до вокзала и 3-й городской больницы. Продление этой линии под временным номером М55 также открывается от Пролетарки до Комсомольского посёлка. Связка в районе Политеха и Огородной только начинает строиться.
5. В южной части города строится железнодорожный мост, который свяжет Анисовку с Увеком.
6. Также начинает строиться новый мост через Волгу от Улешей через Казачий остров. В будущем мост примет на себя продление магистральной линии М6.
1. Открывается строящаяся линия М2 от Хэппи Молла через 3-ю Дачную и Сенной под Большой Горной по готовому мосту через Волгу до центра Энгельса.
2. Линия М1 из Солнечного продлена теперь до Крытого рынка и практически повторяет сегодняшний 11-й трамвайный маршрут. Начинается строительство продления этой линии под улицей Рахова в сторону Городского парка.
3. Линия М3 начинает работать от 6-й Дачной до СХИ, начинает строиться её продление под старым аэропортом в Юбилейный и Зональный.
4. После завершения строительства моста, замыкается и линия М5 от Анисовки через Шурову Гору и мост, под центром Саратова до вокзала и 3-й городской больницы. Продление этой линии под временным номером М55 также открывается от Пролетарки до Комсомольского посёлка. Связка в районе Политеха и Огородной только начинает строиться.
5. В южной части города строится железнодорожный мост, который свяжет Анисовку с Увеком.
6. Также начинает строиться новый мост через Волгу от Улешей через Казачий остров. В будущем мост примет на себя продление магистральной линии М6.
Шестой этап (2037–2040)

2037 год.
1. Линия М1 продлевается до Ильинской площади и начинается строительство подземно-наземной линии под Чернышевского, бывшим авиационным заводом до Целинстроя.
2. Линия М3 завершена и доходит до Зонального посёлка.
3. Линия М5 соединяется на всём протяжении от Увека и Анисовки до Комсомольского посёлка.
4. Продолжается строительство моста и подхода линии М6 для связи Лётного городска с Саратовом.
1. Линия М1 продлевается до Ильинской площади и начинается строительство подземно-наземной линии под Чернышевского, бывшим авиационным заводом до Целинстроя.
2. Линия М3 завершена и доходит до Зонального посёлка.
3. Линия М5 соединяется на всём протяжении от Увека и Анисовки до Комсомольского посёлка.
4. Продолжается строительство моста и подхода линии М6 для связи Лётного городска с Саратовом.
Седьмой этап (2040–2043)

2040 год.
1. Линия М1 наконец связала Комсомольский посёлок, центр Саратова и Солнечный, а линия М5 временно получила конечную в районе Целинстроя.
2. Линия М6 дошла из Энгельса через Волгу до Саратова в районе Улешей.
3. Для маршрутного движения городской электрички М4 обновляются линии на севере Саратова до Сокурского тракта и до Жасминки и строится новый подземный участок в Елшанку. На юге Саратова реконструируется участок от Радуги до Увека.
4. Для линии М5 строится завершающий наземный участок от Целинстроя через 25-й квартал и НПЗ до Увека.
Всё строительство должно быть завершено до 2043 года, когда линия М5 замыкается в кольцо, а городская электричка приобретает свою финальную конфигурацию с тремя конечными на севере Саратова (Жасминка, Елшанка и Сокурский тракт) и одной конечной на Увеке (с пересадкой на линию М5).
1. Линия М1 наконец связала Комсомольский посёлок, центр Саратова и Солнечный, а линия М5 временно получила конечную в районе Целинстроя.
2. Линия М6 дошла из Энгельса через Волгу до Саратова в районе Улешей.
3. Для маршрутного движения городской электрички М4 обновляются линии на севере Саратова до Сокурского тракта и до Жасминки и строится новый подземный участок в Елшанку. На юге Саратова реконструируется участок от Радуги до Увека.
4. Для линии М5 строится завершающий наземный участок от Целинстроя через 25-й квартал и НПЗ до Увека.
Всё строительство должно быть завершено до 2043 года, когда линия М5 замыкается в кольцо, а городская электричка приобретает свою финальную конфигурацию с тремя конечными на севере Саратова (Жасминка, Елшанка и Сокурский тракт) и одной конечной на Увеке (с пересадкой на линию М5).
Финал программы (2043)

К этому времени город вырастет и появятся новые вызовы.
Возможно, исходя из новых потребностей, появится новая линия от Усть-Курдюма в центр Саратова, понадобится новая линия от СХИ в Солнечный и дальше на север, до аэропорта Гагарин. А в Энгельсе может появиться устойчивый пассажиропоток на юге в районе завода металлоконструкций.
В чём можно быть уверенным – это что по пути следования хорошего, современного рельсового транспорта, как всегда, появятся новые жилые районы, общественные места, предприятия и бизнес. И город, у которого есть хорошая инфраструктура, будет развиваться.
Возможно, исходя из новых потребностей, появится новая линия от Усть-Курдюма в центр Саратова, понадобится новая линия от СХИ в Солнечный и дальше на север, до аэропорта Гагарин. А в Энгельсе может появиться устойчивый пассажиропоток на юге в районе завода металлоконструкций.
В чём можно быть уверенным – это что по пути следования хорошего, современного рельсового транспорта, как всегда, появятся новые жилые районы, общественные места, предприятия и бизнес. И город, у которого есть хорошая инфраструктура, будет развиваться.
Вернуться к списку